Валютное регулирование для физических лиц

В настоящее время у физических лиц, имеющих зарубежные счета, возникает множество вопросов, связанных с валютным регулированием и налоговым законодательством.

Наши соотечественники в настоящее время вправе свободно открывать счета за границей. В этом российское законодательство их не ограничивает. Вместе с тем, Закон о валютном регулировании (здесь  далее – Закон) содержит строго ограниченный перечень операций, который можно совершать физическому лицу – валютному резиденту России по своим счетам за границей. Этот перечень не подлежит расширительному толкованию. В данном случае действует метод предписания: разрешено только то, что прямо написано в законе. Названный перечень разрешаемых операций по своему духу соответствует скорее реальностям начала девяностых годов прошлого века, когда государство боролось с оттоком валюты из России многочисленными запретами и огромными штрафами. Такой подход абсолютно не соответствует нынешним реалиям.

Нарушение ограничений российского валютного законодательства во-многом провоцируется тем, что зарубежный банк, в котором открыт счет у россиянина, не знает (и не должен знать) о таких ограничениях для своего клиента, в связи с чем проводит ему любые операции.

Ответственность за нарушение установленных российским валютным законодательством ограничений велика: от 75 % незаконной валютной операции. Очевидно, что  штраф несоразмерен допущенному правонарушению и скорее выполняет фискальную, чем регулятивную функцию. Вместе с тем, законодатель перечень операций не расширяет, ответственность за нарушение валютного законодательства не снижает. Наоборот, в 2016 году увеличен срок давности привлечения к ответственности за незаконные валютные операции до 2-х лет (ранее – 1 год).

В настоящее время Россия находится в процессе формирования так называемого информационного обмена с другими странами. В результате российские налоговые органы смогут получить оперативный доступ к любым операциям по банковским счетам россиянина. И тогда государство сможет объявить настоящую охоту по сборам штрафов с физических лиц.

Исходя из изложенного очевидно, что физическим лицам, имеющим счета за границей, следует быть готовым к существующим реалиям и предпринять меры к тому, чтобы избежать привлечения себя к ответственности за нарушение валютного законодательства при использовании счетов за границей.

Мы осуществляем консультирование физических лиц по вопросам валютного регулирования, и сможем ответить, в частности, на следующие вопросы:

– кто такой валютный резидент России, если мы говорим о физическом лице;

­- кого и когда нужно уведомлять о счетах физических лиц, открытых за границей и стоит ли это делать;

– какой риск выявления заграничного счета физического лица в свете информационного обмена;

– есть ли понимание механизма работы информационного обмена в настоящее время;

– возможно ли истребование налоговым органом НДФЛ с выручки от продажи иностранной валюты со счетов за рубежом;

– если счета были заявлены по налоговой амнистии 2015-2016 года, сохраняются ли ограничения по использованию средств по счету;

– что является счетом в смысле налогового законодательства и валютного регулирования, относительного которого есть обязанности по уведомлению

– каковы последствия неуведомления валютных/налоговых резидентов России – физических лиц о существовании у них заграничных счетов;

– какую угрозу несет представление физическим лицом в налоговый орган по месту учета отчета о движении денежных средств по его заграничным счетам;

– может ли физическое лицо свободно распоряжаться своими деньгами, находящимися у него за границей;

– есть ли ограничения по операциям по заграничным счетам с позиции российского валютного законодательства;

– какова ответственность по операциям, совершенным по счету за границей с нарушением российского валютного законодательства, если он принадлежит валютному резиденту России;

– какова практика выявления правонарушений валютного законодательства, совершенных физическими лицами в этой сфере;

– какова судебная практика по привлечению физических лиц к ответственности за совершение нарушений валютного законодательства.

Наше бюро имеет необходимую практику не только по вопросам валютного регулирования, но и по смежным вопросам: деофшоризация, налоговая амнистия и т.п. Стоимость консультации – 5 000,00 рулей за 30 минут.