Актуальность налоговой амнистии капиталов 2015-2016 годов

Практически каждая консультация по вопросам налоговой амнистии капиталов начинается с разговора о ее актуальности. Исходя из практики налогового консультирования попробуем дать ответ на этот вопрос.

Многие физические лица считают, что подавать специальную декларацию не стоит, так как информацию о владении россиянами счетами за границей или офшорными компаниями российские власти вряд ли получат. Отчасти потому, что в настоящее время получение такой информации носит случайный характер. По этой логике если государство и получит информацию о доходах (капитале) физического лица, то в отношении явного меньшинства. То есть кому-то просто не повезет. Отчасти нет четкого понимания рисков и ответственности по изменившемуся законодательству. Это позволяет закрыть глаза на проблему и не делать ничего. Третья причина более аргументированная – это недоверие государству, неверие в гарантии отсутствия преследования за совершенные налоговые правонарушения.

Попробуем пояснить, почему налоговая амнистия может быть актуальна для большинства налоговых резидентов РФ – физических лиц, имеющих за границей счета и/или компании.

Объяснение сводится к двум тезисам.

Первый – это приравнивание дохода иностранной компании, которой владеет налоговый резидент РФ, к доходу последнего. Это означает, что, не смотря на то, что доход формально получает иностранная компания, ее прибыль включается в налоговую базу лица, которое ее фактически контролирует. Соответственно, есть риски привлечения к налоговой и/или уголовной ответственности в связи с наличием недоимки.

Второй – российские власти получат реальный доступ к информации о счетах своих граждан за границей, равно как и к информации о фактических владельцах (бенефициарах) офшорных компаний. Обусловлено это появлением с 2018 год механизма обмена информацией между государствами в автоматическом режиме. Такой обмен представляется вполне реальным, не смотря на отдельные возможные сбои в его реализации по техническим и/или политическим причинам. Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, к которой привязан такой информационный обмен, для России вступила в силу уже с 01.07.2015. В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Конвенции ее положения распространяются на административную помощь начиная с 01.01.2016, а при уголовном преследовании – с 01.01.2012 (пункт 1f статьи 30, пункт 7 статьи 28 Конвенции).

Таким образом, учитывая количество участников Конвенции (более 80), очевидную выгоду для всех развитых государств, демонстрацию политической воли российских властей по реализации соответствующих положений, а также наличие рисков уголовного преследования, представляется целесообразным оценить необходимость использования налоговой амнистии для максимально комфортного перехода на новые правила игры.

20.05.2016