О значимости международного автоматического обмена информацией для физических лиц

Что такое информационный обмен?

Страны, входящие в G20, инициировали создание системы обмена информацией между налоговыми органами, в соответствии с которой они будут получать доступ к финансовой информации о своих гражданах/резидентах. Налоговые органы смогут относительно быстро получить информацию о зарубежных счетах, ценных бумагах, и т.п. налогоплательщика, состоящего у них на учете. Кроме того, станет известна информация о реальных владельцах компаний, бенефициаров банковских счетов и т.п.

Принципиально обмен информацией существовал и раньше. Но теперь он может быть осуществлен в автоматическом режиме и носит массовый характер. Т.е. информация может быть получена без персонифицированного запроса и в сжатые сроки.

Налоговые органы еще в 2015 году рапортовали, что у них появилась возможность обмена финансовой информацией, значимой для целей налогообложения – письмо от 22.12.2015 № ОА-4-17/22482@. В первую очередь к такой информации относятся сведения об операциях по счетам, открытым российскими лицами за рубежом, информация о бенефициарах банковских счетов, владельцах компаний ценных бумаг и т.п.

Это затрагивает физических лиц?

Да. Капиталы физических лиц становятся предметом охоты налоговых органов по всему миру. Если обложение налогами юридических лиц и контроль за ними уже нередко достиг своего разумного предела, то в отношении физических лиц резерв во многом еще существует. Но выгоды государств не сводятся только к дополнительным налоговым поступлениям. Помимо взымания налогов с физических лиц государство получает дополнительные рычаги по пресечению преступлений, связанных также с коррупцией, легализацией и т.п.

Если в отношении юридических лиц операции по их зарубежным счетам контролировались и раньше (так или иначе), то в отношении физических лиц обмен информации становится «новой реальностью», к которой некоторым россиянам необходимо приспособиться.

Чего опасаться?

Новая реальность затрагивает две сферы – налоговую и валютную. Налоговая сфера – это возможность узнать о зарубежных доходах налогоплательщика, которые, возможно налогоплательщик скрывает (оттого и находятся деньги за границей). Валютная сфера – это возможность контролирующих органов проверить соблюдение валютных ограничений, налагаемых российским законодательством на валютных резидентов (фактически – российских граждан).

Обе сферы в настоящее время контролируются налоговыми органами. Ими осуществляется контроль как за соблюдением налогового законодательства, так и за соблюдением ограничений в сфере валютного регулирования. А основная задача налоговых органов – следить за наполняемостью доходной части бюджета. А в бюджете денег всегда не хватает. В кризисы исполнительная власть в России лишь начинает наполнять этот бюджет более циничными способами. Цинизм заключается в том, что государство в нашем случае может существенно регулировать дозу правосудия, которую вы можете получить в суде.

По нашему мнению, если налоговики получат достаточно информации для доначислений физическому лицу, они будут назначать выездную налоговую проверку физического лица. В России это пока практикуется не очень часто. Тем не менее, эта практика уже не нова. Суды регулярно рассматривают налоговые споры, в рамках которых физические лица оспаривают итоги выездных налоговых проверок, проведенные в отношении физических лиц.

Выездная налоговая проверка интересна налоговикам тем, что позволяет:

  • проводить проверочные мероприятия, которые не могут быть реализованы вне рамок проверки (осмотры, допросы, анализ операций по счетам и т.п.). А это дополнительная и комплексная оценка обстоятельств, получение новых доказательств;
  • доначислить и взыскать налоги за три года, предшествующие году проверки. Без выездной налоговой проверки это сделать невозможно.

Таким образом, если в отношении физического лица назначена выездная проверка – ищите налогового юриста/адвоката, который будет отстаивать ваши интересы.

Что делать?

Во-первых, следует проверить, какие доходы физических лиц могут быть выявлены в результате автоматического обмена. Для этого достаточно проанализировать поступления по своему банковскому (депозитному, иному) счету за последние 3-4 года. Если это чистый доход, который должен быть обложен налогом на доходы физических лиц, то их следует разбить  по годам (налоговым периодам). Это позволит определить, не вышли ли сроки давности взыскания таким доходам. Кроме того, имеет смысл определить, нет ли рисков привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов физическим лицом. Понимание наличие такого риска необходимо для осознанного принятия решения об уплате налога (НДФЛ). Даже на этом этапе уплата налога поможет может помочь избежать уголовной ответственности. Но не смотря на наличие типовых подходов каждую конкретную ситуацию нужно рассматривать особо.

Во-вторых, целесообразно проверить операции, совершенные по банковскому счету на предмет их соответствия архаичному российскому валютному законодательству. В пределах двух лет – это сроки давности привлечения к ответственности. Это необходимо, чтобы понять, были ли допущены вами нарушения. На текущий момент штраф за несоблюдение валютного законодательства огромен – 3/4 от размера операции – см. статью 15.25 КоАП РФ. А перечень допустимых операций для российского валютного резидента (читай – гражданина России) – закрыт и неоправданно узок. По нашему опыту консультирования большинство лиц, имеющих счета за границей, даже не догадываются, сколько запрещенных операций они совершили. Иногда это происходит вынуждено (например, банки, продавая ценные бумаги нерезидента, как правило, зачисляют деньги исключительно на счет, открытый у них же. А с позиции российского валютного законодательства это уже будет нарушением). Один из таких случаев уже рассматривается российскими судами. Сонливо-послушная система судов общей юрисдикции одобрила взыскание налоговыми органами с россиянина Николая Кузнецова штраф в размере 31 млн за репатриацию своих денег из США вынужденным транзитом через иностранный счет – подробнее на РБК.

Таким образом, автоматический информационный обмен – это серьезный инструмент по выявлению доходов россиян за рубежом. О нем надо знать физическим лицам, имеющим в том или ином виде финансовые активы за рубежом.

На текущий момент еще нет ясности, как точно он будет работать, как скоро налоговые органы смогут проанализировать информацию, полученную в результате автоматического обмена, как будут использовать полученные сведения.