Выездная налоговая проверка физического лица

Еще недавно о налоговых проверках физических лиц ничего не было слышно. Налоговики интересовались лишь иногда индивидуальными предпринимателями. Но в настоящее время этот вид налоговых проверок набирает обороты. И причин тому несколько.

Первая. Налоги с физических лиц как новый значимый источник формирования доходной базы бюджета.

В стране не самая благоприятная экономическая обстановка. Денег на выполнение своих обязательств у государства мало. Резервный фонд России, одна из главных кубышек страны, призванная гасить дефицит бюджета и сформированная в «сытый» период, прекращает свое существование.

Недостаток средств бюджета естественным образом отражается на налоговой политике государства. Крупный бизнес – основной источник дохода бюджета, уменьшает платежи в бюджет. Мелкий и средний бизнес, хоть и держится на плаву, но не могут заменить собой выпадающие доходы крупных компаний. Эти явления разворачивают фискальный взор налоговиков в сторону новых источников доходов.

Одним из таких источников являются физические лица, административный контроль за которыми  постепенно усиливается. И если среди юридических лиц резерв для дополнительных взысканий близок к исчерпанию, то среди физических лиц фискальный резерв еще только робко тестируется.

Отметим, что обращение фискального интереса к физическим лицам не является российским изобретением. Это общемировая тенденция.

Второе. Информированность налоговых органов.

Налоговые проверки физических лиц в этом случае являются лишь инструментом для оформления претензии в неуплате налогов. Информированность налоговых органов позволяет предвидеть итоги налоговой проверки. Спонтанность в выборе налогоплательщиков для проверки отсутствует.

На практике это означает, что, объявляя решение о проведении проверки, налоговики уже рассчитали сумму предполагаемой недоимки у налогоплательщика и сделали вывод о целесообразности его проверки.

Инструменты информирования налоговиков совершенствуются. Деятельность налогоплательщиков становится все более прозрачной. В частности, банки почти напрямую участвуют в налоговой политике государства, направляя сведения об операциях налоговым органам, а иногда самостоятельно пресекая текущее обслуживание только по подозрению в участии в теневых операциях.

Из-за подозрений в «обнале» физическим лицам стало неудобно и невыгодно снимать много наличных со счетов. Все стараются держать деньги на счетах во избежание отказа в банковском обслуживании. Или не заводить их туда вовсе. Таким образом, у физических лиц все больше безналичных денежных, оборот и происхождение которых так удобно контролировать.

Обмен информацией по банковским операциям не ограничивается Россией. Россия на международном уровне участвует в информационном обмене, участниками которого являются почти 100 государств, в первую очередь европейских.

Если говорить об относительно  крупных капиталах, то много информации государству о доходах и капиталах физических лиц дала налоговая амнистия 2015-2016 годов. Государству сдано около 7,2 тысяч специальных деклараций по словам Антона Силуанова на Гайдаровском форуме 2018 года. При этом многие физические лица отказались от возврата капиталов в Россию, предпочитая менять гражданство или, на худой конец, резидентство.

Отметим, что на текущий момент уже налажен более-менее быстрый обмен внутри органов исполнительной власти на территории России относительно имущества, имеющегося у физических лиц и его стоимости (транспорт, недвижимое имущество, их стоимость и т.п).

Таким образом, налоговые органы уже сейчас вполне способны проводить эффективные с позиции доначислений налоговые проверки физических лиц. Значимым препятствием к тому является возможность контролировать только доход, а не расходы физиков. Запрет контролировать расходы налоговики пытаются регулярно преодолеть.

Налоговым консультантам известна практика, когда налоговые органы в ходе выездных налоговых проверок юридических лиц попутно целенаправленно выясняют, откуда их учредители – физические лица взяли деньги для инвестирования (вызовы в качестве свидетеля, допросы и т.п). Верховный суд РФ, как сейчас представляется, остановил практику доначислений по факту неизвестности происхождения расходов (см. Определение ВС РФ от 10.11.2015 № 57-КГ15-08). Но надолго ли, неизвестно. Зависимость судов, в т.ч. арбитражных, от исполнительной власти очевидна. А потому налоговый орган снова может попытаться нарушить запрет на сверку доходов и расходов, который организуется налоговым органом.

Из сказанного следует, что громкие налоговые проверки физических лиц еще впереди. Очевидно, что налоговикам есть, где развернуться.

P.S. Конечно же, мы не можем не упомянуть, что будем рады помочь вам в соответствующем споре с налоговым органом