Отличие торгов от предложений делать оферты

Многие крупные организации для целей отбора контрагентов при заключении договоров поставки (оказания услуг) выбирают такие способы его заключения как торги, конкурсы, аукционы, запросы предложений, конкурентные переговоры и другие закупочные процедуры.

Торги (конкурсы, аукционы) регулируется статьями 447, 448 ГК РФ. А в ряде случаев, предусмотренных законом, заключение договора возможно только путём проведения торгов. В настоящей статье мы не будем подробно останавливаться на всех правовых вопросах, связанных с проведением торгов. Цель настоящей статьи – осветить некоторые вопросы, связанные с обязательностью итогов торгов для его участников.

В частности, в настоящее время юристам, участвующим в закупочных процедурах на стороне продавцов, приходиться сталкиваться с ситуацией, когда лицо, инициирующее проведение торгов, фактически проводит сбор оферт продавцов. В таких ситуациях, как правило, извещение о проведении закупочной процедуры опубликовано в сети интернет на электронной торговой площадке, в т.ч. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru/). К участникам закупки предъявляются высокие требования, равно как и к предлагаемым ими товарам (работам, услугам). В документации используется стиль и форма подачи информации, как на государственных закупках. Предлагается переторжка, установлены критерии оценки заявок, и т.п.

Следует ли относиться к таким предложениям как к торгам со всеми вытекающими последствиями? Ответ на этот вопрос кроется в одном: принимает ли заказчик на себя обязательство заключить договор с победителем. На деле это является единственным признаком торгов, отличающим их от процедуры сбора предложений оферентов.

Если документация по закупочной процедуре не содержит такой обязанности заказчика, то эта закупочная процедура будет являться приглашением делать оферты и регулироваться статьёй 437 ГК РФ.

На практике встречаются следующие формы приглашений делать оферты:

– документация о закупочной процедуре содержит прямое указание на то, что данная процедура не является торгами и не накладывает на заказчика обязательства по заключению договора с победителем или иным его участником;
– в документации прямо указано, что заявка на участие будет рассматриваться как оферта, при этом заказчик оставляет за собой право направить любому или нескольким участникам закупочной процедуры встречные оферты, или пригласить всех участников к переговорам для поиска взаимоприемлемых условий закупки;

в документации отсутствуют описанные выше прямые указания. Но одновременно нет и указания на обязательство заказчика заключить договор с победителем. Соответствующий регламент может определять критерии оценки заявок на участие в данной закупочной процедуре. Однако само по себе наличие таких критериев не имеет правого значения, если заказчик в указанной документации не принял на себя обязательство заключить договор с победителем. Заказчик вправе в любой момент отойти от заявленных критериев и заключить договор без их учета, либо вообще отказаться от закупки.

Приглашение делать оферты порождает следующие правовые последствия:

– заказчик не обязан заключать договор с победителем закупочной процедуры;
– заказчик вправе заключить договор с любым из участников подавшим заявку, либо не заключить договор вовсе;
– участник, подавший заявку на участие в закупке, обязан заключить договор на условиях своей заявки, если его заявка будет выбрана Заказчиком;
критерии оценки заявок не имеют правового значения;

Иными словами, последнее слово всегда остается за заказчиком, а участник закупки несет всю полноту ответственности за условия поданной им заявки.

Неверная квалификация закупочной процедуры как торгов может привести к принятию участником опрометчивых решений и, как следствие, принятие на себя обязательств, исполнить которые будет крайне затруднительно или невозможно. Либо, победив в закупочной процедуре, участник будет рассчитывать на заключение с ним договора, в связи с чем примет ряд действий и понесёт затраты, а договор будет заключен с другим участником, либо не заключен вовсе. В таких случаях получить компенсацию будет невозможно.

Как защитить себя добросовестному участнику закупочной процедуры от подобных рисков?

Так как критерии оценки заявок правого значения не имеют следует ориентироваться исключительно на то, что победит тот участник, который безукоризненно составил и подал заявку, сделав при этом самое выгодное предложение. Такое поведение участника на этапе закупочной процедуры даёт заказчику основания полагать, что участник будет также безукоризненно исполнять свои обязательства по заключенному договору.

Добавим, что принимать решение об участии в закупочных процедурах следует с привлечением профессиональных юристов, которые имеют значительный опыт в сфере закупок, смогут определить правовой статус и последствия участия в закупочной процедуре, помогут сделать правильный выбор стратегии участия и победы.

28.10.2016